Петренко Виктор (petrenko_v) wrote in scenario_plan,
Петренко Виктор
petrenko_v
scenario_plan

  • Music:

Восприятие, понимание, научение


There is no spoon

0. Предисловие.

Пару месяцев назад, как раз в новогодние праздники, приступил к изучению Сценарного планирования и с удивлением для себя однаружил, что в этом контексте часто упоминается книга "Живая компания" и её автор Ари де Гиус. С удивлением потому, что эту книгу я прочитал 4 года назад, в 2008 году, и никакого Сценарного планирования для себя не отметил! Больше того, книга показалась мне несколько поверхностной, я тогда не сделал никаких выводов после прочтения! Она прошла просто мимо. Да, я что-то припоминал о том, что она про обучающуюся организацию и про стратегическое планирование, но это всё, я ничего конкретно не применил из этой книги и не извлек никакой пользы. Тогда я взял её с полки, открыл и перечитал главу 1 "Научение". Оказалось, что эта глава целиком посвящена Сценарному планированию! :) Меня это очень задело. Почему я не извлек пользу из этой книги еще в 2004 году, 4 года назад? Де Гиус давал ответ на этот вопрос тут же, в главе 1: "Мы можем видеть то, что соответсвует нашему видению будущего" (стр. 46). И в этот момент я понял, что дело во мне, и нужно понять почему мы иногда не видим очевидное (другими словами, смотрим на мир "зашоренно", "не дальше своего носа", "conscious only of circumstances round one").

1. Что такое понимание?

1.1. Понимание прошлого и настоящего

Что такое понимание? И как понять, что такое понимание? Или как осознать, что такое осознание? Только прислушиваясь к себе.

Понимание материала/информации (или знаний, что является уже более сложным) - это в идеале недостижимая вещь. Цель понимания - как можно более широкое воприятие целого спектра понятий (смыслов), их структуру и взаимосвязь между собой, и соотношение их со своей картиной мира (со своим видением будущего) для дальнейшей коррекции/изменения/расширения, и сопоставление с картиной мира (и видения будущего) собеседника(ов). По этой логике можно поставить знак равенства между понятиями/терминами "понимание" и "восприятие" (т.е. это смысловые синонимы, или др. сл.: аналогичные значения).

"Смыслы/понятия распаковываются всегда через тексты. А человек с этой точки зрения - это многообразие текстов, с индивидуальной грамматикой и семантикой (то есть лексикой, терминами и значениями, которые человек вкладывает в эти термины). Понимание - это порождение новых фильтров, отвечающих новым ситуациям, задаваемым не только новыми текстами, но и новыми жизненными условиями" (Василий Налимов, Спонтанность сознания, 1985 г., стр. 124).

Определение термина из Википедии: Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Способность видеть причинно-следственные связи.

Вопрос: Как связано понятие "понимание" с понятием "обучение"? В качестве ответа цитирую Ари де Гиуса: "Обучение начинается с восприятия" (или др. сл. с понимания).

В первую очередь для понимания нужно заставить себя/слушателей/читателей задуматься над используемой мной/ими лексикой, терминами и их значением (семантика). ("Для ответа, который не может быть высказан, не может быть высказан и вопрос", "Границы моего языка это границы моего мира" Витгенштейн, 1958).

Иногда мне даже самому трудно себя понять, когда я читаю заметки, написанные мною некоторое время назад. Сказывается потеря смыслов, которые я закладывал в слова/предложения/идеи. Кстати, еще это можно объяснить тем, что изменилась "моя картина мира". Что уж тут говорить о диалоге с другим человеком, особенно которого ты не знаешь, и можешь не владеть его понятийным аппаратом, не разделять его вкусы и т.п.

1.2. Понимание будущего .

"В 1914 году Глеб Котельников, изобретатель парашюта, столкнулся с тем, что парашюты можно использоать в торможении. Котельников пишет: "Я уже приготовил было чертежи и описание такого тормозного парашюта для патента, но тогдашние знатоки авиации меня осмеяли, и я так и не подал заявки". Итак, реакция окружающих - подняли на смех. Причина проста: не возникла еще к тому времени проблема воздушного торможения самолета. Не было высокоскоростных машин машин, для которых это изобретение могло бы пригодиться. На тот момент находка Котельникова была решением задачи будущего. Пусть недалекого но все-таки будущего. Сейчас воздушное торможение выросло в отдельное направление в авиации. Да и не только в авиации: такие тормоза используют на гоночных автомобилях, в космической технике и пр. Но тогда эта проблема казалось надуманной, "высосанной из пальца" и поэтому смешной. Примерно через 20 лет после своего открытия Котельников узнал из газет и журналов, что в Америке и Японии используют самолеты с воздушным тормозом - точно таким, како он собирался запатентовать когда-то. Двадцать лет (!) - вот дистанция от смешного до понятного.
Человечество пока не может предсказать задачи завтрашнего дня. Нет и механизма, чтобы воспользоваться уже найденным: даже когда задачи будущего волею случая бывают обнаружены и решены, человечество отвергает эти решения живя днем сегодняшним."
(Цитируется по книгам: Котельников Г. "Парашют". М., 1943, с. 72; Альтшуллер Г. "Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности". Беларусь, 1994, с. 29)


продолжение следует.

Ключевые смыслы этой заметки:
а. Понимание = восприятие ~ видеть очевидное ~ расширять картину мира = Познание себя
б. Картина мира = Картина альтернативных вариантов будущего, настоящего и прошлого; ~ Видение будущего
в. Смысл
г. Обучение
д. Критика

См. также:
1. Распознать ценное. ч. 1
2. Вопрос: Восприятие, обработка и использование информации
Tags: Восприятие - понимание - научение
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments